DAS SUBWOOFER
или "тазик" для бани

Было принято решение сабвуфер в Ауди 80 Б4 сделать вместо запасного колеса. Нужен он там или нет, это вопрос отдельный. Для успокоения водителя (себя в его роли) альтернативой запаске будет служить камера "на 15" и герметик со сжатым воздухом.
Что может заставить пойти нормального человека на это? В основном вот что: прибавление в семействе (шасси детской коляски должно помещаться в багажнике Ауди 80 Б4 без сопутствующих нежелательных разрушений и временных затрат на переоборудование помещаемого объекта и места хранения); экономия места для перевозки мешков картофеля; прослушивание в московских "пробках" Rammstein; ожидание улучшения АЧХ на низких частотах в связи с увеличением объёма акустического оформления (до этого использовался тест-бокс 32л ЗЯ) и передислокацией объекта :-). Дождливая летняя погода в Москве, надо сказать, способствовала этому процессу во время пребывания офисного работника в отпуске.
Отъездив год с закрытым тестовым боксом 32л с внедрённым туда Oris 1244 (на мой взгляд, хороший двухобмоточный 4+4Ом динамик, выдерживающий приличную подводимую мощность - 30 Вольт на каждую катушку с частотой 35Гц без акустического оформления), столкнувшись с описанными выше проблемами, было принято решение сделать достойное акустическое оформление. Штатный размер колес на Б4 в основном имеет два типоразмера покрышек 195*65*R15 и 205*60*R15 - 205 мм ширина и 627 мм максимальный диаметр. С помощью добытого в Интернете известного тематически ориентированным народным массам программного обеспечения :-), были произведены прикидки размеров и литража ЗЯ (закрытого ящика).
Изначально была идея использовать аппроксимацию к цилиндру (бочке) в виде 8-12-гранника,

однако где-то в голове в своё время запомнилась прекрасная конструкция, сделанная Геннадием БУТом (а.к.а.Genn) http://www.avtozvuk.com/az/Az_0500/p84_87.htm "технология изготовления заимствована из судостроения. В эпоху, когда паровой двигатель не получил широкого распространения, трехпалубные линкоры делались из дуба так, что один шпангоут примыкал вплотную к другому. А сверху это все зашивалось медными гвоздями шляпка к шляпке". Корпуса некоторых суден-тральщиков также делались аналогично (по словам одного моего знакомого полковника уходило порядка 3-х тонн медных гвоздей).

Вот такая технология и была применена. Она более дорогостоящая по сравнению с реализацией многогранной аппроксимации к бочке (стандартный лист влагостойкой Фанеры толщиной 18мм на рынке сразу за МКАД на Калужском шоссе, стоил на 10.07.2004 - 430 руб.). Сразу скажу - ушло 4 листа. Также потребовалось 1 л эпоксидной смолы, полкило саморезов + сверло для их беспроблемного закручивания в заранее просверленные им отверстия, электролобзик, электрорубанок, шуруповёрт, дрель, шлифмашина + 2 ленты, тонкий спиртовой маркер - он вставляется в самодельный "циркуль" (кусок ДСП с отверстием под маркер, с одной стороны, и много отверстий под саморезы - с другой), строительные линейки 1 м и 0,3 м (стальные отечественные), 6 болтов М6 - внутренний шестигранник + гайки с шипами, малярные кисти, два пустых ящика из под пивных бутылок и корпус от монитора - на них всё делалось :-).
Отдельно следует упомянуть про измерение параметров динамика Oris 1244 и их дрейф со временем. В прошлом (2003 году приобретения нового 1244) они были замерены различными способами (довольно тщательно) и получены следующие значения: Fs= 36Гц, Vas=73л, Qts=0,56. При измерении в известных программах, рекомендую изменять параметры Sampling Rate, FFT size для достижения точности измерения резонансной частоты лучше +-1Гц. Год спустя после сборки корпуса и обмеров динамика заново параметры стали такие: Fs= 30Гц, Vas=70л, Qts=0,355 (и все-таки я отдаю предпочтение измерению заветной троицы "ручным" способом - генератор + усилитель + вольтметр + мастер расчёта параметров известных программ). Особенно порадовало уменьшение добротности динамика, эх знать бы заранее. Кстати и в этом и в прошлом году при замерах параметров катушки динамика включались параллельно.
Ну да ладно, добротность меньше - хорошо, добротность больше - беда. Будет жить в 48 литрах - меньше всегда можно сделать или переделать в ФИ (подключаться саб будет к двум штукам Kenwood KAC 719 с выходной мощностью при кг=0,08% 150 Вт на 4Ом с каждого. Соответственно каждая "штука" работать будет на одну из двух четырёхомных звуковых катушек Ориса 1244, дай бог ему здоровья).

В итоге вот что предстояло сделать.

А поместить сделанное надо было вот куда.


Во время проектирования корпуса сабвуфера изначально задача ставилась такой, чтобы конечный продукт можно было поместить не только в Ауди 80 Б4, но и в другие авто с 15"-ыми колёсами (допускаются минимальные переделки :-), соответственно, не было нужды использовать всё возможное пространство в нише запасного колеса данного авто.

Встав утром пораньше, съев сосиску с хлебом и три конфеты "Буревестник" (определённо, в них вся сила сокрыта :-) - за весь день дополнительно была выпита бутылка "Новотёрской" 2 л и съедена волшебная калорийная булка "Сормовская") с чаем, процесс пошёл, Вы понимаете…

Пошёл процесс распила колец и предварительной примерки, сборки и подгонки (это легко делается электролобзиком, шуруповёртом и электрорубанком, но утомляет :-).

7 слоёв…

10 слоёв…

11 слоёв.

Верхний предпоследний слой для большей жесткости сделан с меньшим диаметром внутреннего отверстия.

Люди проходят, интересуются, спрашивают - что это будет? Невинный ответ родился сразу: русское национальное устройство - тазик для бани :-).

Уффф! Вот, наконец, и все 12 слоёв.

Для окончательной сборки было принято решение всё разобрать :-), предварительно пронумеровав тщательно, промазать эпоксидной смолой и собрать, стянув саморезами.


Нижнее отверстие тщательно заглушено.

Лицевая панель перед сборкой промазана герметиком, а не эпоксидной смолой - можно будет заменить/переделать при желании.
Настало также время и послушать, кто же сможет удержаться, проковырявшись целый день, от того чтобы послушать продукт деятельности?

Ура! Гром гремит, Rammstein вставляет! Закат солнца состоялся удачно - плодотворный день подошёл к концу. Наступил новый день. Надо начинать дела "марафетные".

Шлифовка.

Вот так он там будет жить.

Надобно, правда, сделать фальшпол багажника с защитной сеткой.

После шлифовки и тестов объект был принесён домой для замера полезного объёма, стенки получились 35-40см, верхняя и нижняя панели 18мм.


Несмотря на отклонения от намеченных изначально размеров, объём оказался 48 литров!!!

Однако подтёки всё-таки есть. Надо устранять, а ещё ведь и клеммы придумать для подведения ЭДС к динамику надо какие-то приличные.

Добавлены какие-то клеммы.

Корпус весь пропитан как внутри, так теперь и снаружи + 0,28 л эпоксидной смолы.

Смола эта, кстати, вполне очень даже ничего (сохла до желеобразного состояния на солнечных лучах при окружающей температуре воздуха 22-25 градусов Цельсия за 1-2 часа). Выходит необязательно её родом из г. Дзерджинска нужно применять. Может мне, просто, неизвестны более тонкие материи :-).

Когда смола засохла, прошло определённое количество времени, выбрав удачный вечер трудного дня (солнце воздух и вода наши лучшие друзья), были проведены практические замеры АЧХ. Делалось это с помощью ПК с ЗК(Live Player 5.1) +микрофон 20-16кГц и программы SpectraLab в режиме Recorder. Там, кстати есть также возможность генерировать сигналы. Использовался свип 10-100Гц. Данные из программы, нажав ^ + ins, а затем Paste были легко обработаны в "Exсel" - для обновления и уточнения, полученной в прошлом году, передаточной функции салона авто. С компьютера сигнал подавался на усилители, с них на каждую катушку сабвуфера.

Взглянув на синюю линию, можно понять, что сабвуфер здесь не виноват - линия до 50 Гц. Пагубное влияние салона, однако. Это было известно заранее на стадии проектирования, но была надежда на то, что горб АЧХ сместится пониже.

Вот что было намерено в прошлом году. Динамик был в 32Л ЗЯ.

На основе проделанной работы напрашивается вывод: - кузов данного авто при расположении низкочастотного громкоговорителя в багажном отделении не способствует качественному звуковоспроизведению :-).

 

 

 

 



Hosted by uCoz