Было принято решение сабвуфер в Ауди
80 Б4 сделать вместо запасного колеса. Нужен он там или нет, это вопрос отдельный.
Для успокоения водителя (себя в его роли) альтернативой запаске будет служить
камера "на 15" и герметик со сжатым воздухом.
Что может заставить пойти нормального человека на это? В основном вот что:
прибавление в семействе (шасси детской коляски должно помещаться в багажнике
Ауди 80 Б4 без сопутствующих нежелательных разрушений и временных затрат на
переоборудование помещаемого объекта и места хранения); экономия места для
перевозки мешков картофеля; прослушивание в московских "пробках" Rammstein;
ожидание улучшения АЧХ на низких частотах в связи с увеличением объёма акустического
оформления (до этого использовался тест-бокс 32л ЗЯ) и передислокацией объекта
:-). Дождливая летняя погода в Москве, надо сказать, способствовала этому
процессу во время пребывания офисного работника в отпуске.
Отъездив год с закрытым тестовым боксом 32л с внедрённым туда Oris 1244 (на
мой взгляд, хороший двухобмоточный 4+4Ом динамик, выдерживающий приличную
подводимую мощность - 30 Вольт на каждую катушку с частотой 35Гц без акустического
оформления), столкнувшись с описанными выше проблемами, было принято решение
сделать достойное акустическое оформление. Штатный размер колес на Б4 в основном
имеет два типоразмера покрышек 195*65*R15 и 205*60*R15 - 205 мм ширина и 627
мм максимальный диаметр. С помощью добытого в Интернете известного тематически
ориентированным народным массам программного обеспечения :-), были произведены
прикидки размеров и литража ЗЯ (закрытого ящика).
Изначально была идея использовать аппроксимацию к цилиндру (бочке) в виде
8-12-гранника,
однако где-то в голове в своё время
запомнилась прекрасная конструкция, сделанная Геннадием БУТом (а.к.а.Genn)
http://www.avtozvuk.com/az/Az_0500/p84_87.htm
"технология изготовления заимствована из судостроения. В эпоху, когда паровой
двигатель не получил широкого распространения, трехпалубные линкоры делались
из дуба так, что один шпангоут примыкал вплотную к другому. А сверху это все
зашивалось медными гвоздями шляпка к шляпке". Корпуса некоторых суден-тральщиков
также делались аналогично (по словам одного моего знакомого полковника уходило
порядка 3-х тонн медных гвоздей).
Вот такая технология и была применена.
Она более дорогостоящая по сравнению с реализацией многогранной аппроксимации
к бочке (стандартный лист влагостойкой Фанеры толщиной 18мм на рынке сразу
за МКАД на Калужском шоссе, стоил на 10.07.2004 - 430 руб.). Сразу скажу -
ушло 4 листа. Также потребовалось 1 л эпоксидной смолы, полкило саморезов
+ сверло для их беспроблемного закручивания в заранее просверленные им отверстия,
электролобзик, электрорубанок, шуруповёрт, дрель, шлифмашина + 2 ленты, тонкий
спиртовой маркер - он вставляется в самодельный "циркуль" (кусок ДСП с отверстием
под маркер, с одной стороны, и много отверстий под саморезы - с другой), строительные
линейки 1 м и 0,3 м (стальные отечественные), 6 болтов М6 - внутренний шестигранник
+ гайки с шипами, малярные кисти, два пустых ящика из под пивных бутылок и
корпус от монитора - на них всё делалось :-).
Отдельно следует упомянуть про измерение параметров динамика Oris 1244 и их
дрейф со временем. В прошлом (2003 году приобретения нового 1244) они были
замерены различными способами (довольно тщательно) и получены следующие значения:
Fs= 36Гц, Vas=73л, Qts=0,56. При измерении в известных программах, рекомендую
изменять параметры Sampling Rate, FFT size для достижения точности измерения
резонансной частоты лучше +-1Гц. Год спустя после сборки корпуса и обмеров
динамика заново параметры стали такие: Fs= 30Гц, Vas=70л, Qts=0,355 (и все-таки
я отдаю предпочтение измерению заветной троицы "ручным" способом - генератор
+ усилитель + вольтметр + мастер расчёта параметров известных программ). Особенно
порадовало уменьшение добротности динамика, эх знать бы заранее. Кстати и
в этом и в прошлом году при замерах параметров катушки динамика включались
параллельно.
Ну да ладно, добротность меньше - хорошо, добротность больше - беда. Будет
жить в 48 литрах - меньше всегда можно сделать или переделать в ФИ (подключаться
саб будет к двум штукам Kenwood KAC 719 с выходной мощностью при кг=0,08%
150 Вт на 4Ом с каждого. Соответственно каждая "штука" работать будет на одну
из двух четырёхомных звуковых катушек Ориса 1244, дай бог ему здоровья).
В итоге вот что предстояло сделать.
А поместить сделанное надо было вот куда.
Во время проектирования корпуса сабвуфера изначально задача ставилась такой,
чтобы конечный продукт можно было поместить не только в Ауди 80 Б4, но и в
другие авто с 15"-ыми колёсами (допускаются минимальные переделки :-), соответственно,
не было нужды использовать всё возможное пространство в нише запасного колеса
данного авто.
Встав утром пораньше, съев сосиску
с хлебом и три конфеты "Буревестник" (определённо, в них вся сила сокрыта
:-) - за весь день дополнительно была выпита бутылка "Новотёрской" 2 л и съедена
волшебная калорийная булка "Сормовская") с чаем, процесс пошёл, Вы понимаете…
Пошёл процесс распила колец и предварительной
примерки, сборки и подгонки (это легко делается электролобзиком, шуруповёртом
и электрорубанком, но утомляет :-).
7 слоёв…
10 слоёв…
11 слоёв.
Верхний предпоследний слой для большей жесткости сделан с меньшим диаметром внутреннего отверстия.
Люди проходят, интересуются, спрашивают
- что это будет? Невинный ответ родился сразу: русское национальное устройство
- тазик для бани :-).
Уффф! Вот, наконец, и все 12 слоёв.
Для окончательной сборки было принято
решение всё разобрать :-), предварительно пронумеровав тщательно, промазать
эпоксидной смолой и собрать, стянув саморезами.
Нижнее отверстие тщательно заглушено.
Лицевая панель перед сборкой промазана
герметиком, а не эпоксидной смолой - можно будет заменить/переделать при желании.
Настало также время и послушать, кто же сможет удержаться, проковырявшись
целый день, от того чтобы послушать продукт деятельности?
Ура! Гром гремит, Rammstein вставляет!
Закат солнца состоялся удачно - плодотворный день подошёл к концу. Наступил
новый день. Надо начинать дела "марафетные".
Шлифовка.
Вот так он там будет жить.
Надобно, правда, сделать фальшпол багажника с защитной сеткой.
После шлифовки и тестов объект был принесён
домой для замера полезного объёма, стенки получились 35-40см, верхняя и нижняя
панели 18мм.
Несмотря на отклонения от намеченных изначально размеров, объём оказался 48
литров!!!
Однако подтёки всё-таки есть. Надо устранять,
а ещё ведь и клеммы придумать для подведения ЭДС к динамику надо какие-то
приличные.
Добавлены какие-то клеммы.
Корпус весь пропитан как внутри, так
теперь и снаружи + 0,28 л эпоксидной смолы.
Смола эта, кстати, вполне очень даже ничего (сохла до желеобразного состояния на солнечных лучах при окружающей температуре воздуха 22-25 градусов Цельсия за 1-2 часа). Выходит необязательно её родом из г. Дзерджинска нужно применять. Может мне, просто, неизвестны более тонкие материи :-).
Когда смола засохла, прошло определённое
количество времени, выбрав удачный вечер трудного дня (солнце воздух и вода
наши лучшие друзья), были проведены практические замеры АЧХ. Делалось это
с помощью ПК с ЗК(Live Player 5.1) +микрофон 20-16кГц и программы SpectraLab
в режиме Recorder. Там, кстати есть также возможность генерировать сигналы.
Использовался свип 10-100Гц. Данные из программы, нажав ^ + ins, а затем Paste
были легко обработаны в "Exсel" - для обновления и уточнения, полученной в
прошлом году, передаточной функции салона авто. С компьютера сигнал подавался
на усилители, с них на каждую катушку сабвуфера.
Взглянув на синюю линию, можно понять,
что сабвуфер здесь не виноват - линия до 50 Гц. Пагубное влияние салона, однако.
Это было известно заранее на стадии проектирования, но была надежда на то,
что горб АЧХ сместится пониже.
Вот что было намерено в прошлом году. Динамик был в 32Л ЗЯ.
На основе проделанной работы напрашивается вывод: - кузов данного авто при расположении низкочастотного громкоговорителя в багажном отделении не способствует качественному звуковоспроизведению :-).