Подиумы в AUDI-80 B4
Причиной создания стала замена, как мне кажется лучшего
:-) на настоящий момент отечественного средства передвижения производства
ТАЗ (Тольяттинский автозавод) модели 2109, на произведение завода, расположенного
в Германии в г. Ингольштадт,10-летней давности, а именно AUDI-80 в кузове
B4.
По моему мнению в машине не возможно получить "домашний звук", однако
хочется к этому приблизиться. Из всех возможных вариантов получения баса-мидбаса
спереди в A80, был избран, получивший наибольшее распространение среди народных
масс - 16-ти сантиметровые мидбасы на подиумах в передних дверях, обработанных
шумоизоляцией.
Из инструментов в основном использовал: резак ф. Stanley,
фен строительный, шуруповёрт, эл. лобзик, струбцины, ножницы, шлифмашину,
клепальный пистолет, 2 пустых пивных ящика и корпуса от мониторов в качестве
опорных поверхностей - на них всё делалось.
Материалы: 2 листа самого толстого (порядка 6мм) визомата производства фирмы "STPplus"; ещё лист визомата, но по-тоньше тойже фирмы; 1л эпоксидной смолы (достаточно в идеале, можно ещё 0,5 добавить), жизнь вносит свои коррективы; 2 погонных метра стеклоткани; 1 баллон монтажной пены; 2 баллона "краски для бамперов чёрного цвета"; разные саморезы включая декоративные заглушки для некоторых, использующихся при прикручивании обшивки; 2 тюбика обычного силиконового герметика чёрного цвета, 3 пары резиновых перчаток для домохозяек :-), 2 пары обычных матерчатых перчаток для работы с лопатой :-).
Дело начать решено было
с шумоизоляции, а вернее с создания акустической перегородки для динамика,
позволяющей уменьшить акустическое короткое замыкание. В качестве этой перегородки
был использован один, самый толстый из имеющихся в продаже, слой визомата.
Так как внутренняя поверхность металла двери А80 изначально нормально шумоизолирована
на заводе, то дополнительно ничего с ней не делалось. На внешнюю поверхность
металла двери с помощью строительного фена и разглаживания рук в матерчатых
перчатках был наклеен 6-ти миллиметровый визомат. Данную операцию невозможно
качественно произвести без использования фена даже в самую жаркую погоду,
а уж погода была в конце июня 2003 г. плохая (14-17С тепла). Однако тонкий
визомат достаточно хорошо приклеивается даже в такую погоду, какраз с помощью
него и были заклеяны практически все щели и отверстия на наружной поверхности
двери, оставшиеся не закрытыми после наклейки толстого. Штатная шумоизоляция
была удалена с дверных накладок.
Для более плотного притягивания дверной обшивки к металлу
двери была приклёпана пластина с помощью клепального пистолета.
Интересно, а зачем в Ингольштадте так придумали крепить дверную обшивку к двери с помощью этих дивных пластиковых крючков-кронштейнов? - были варварски спилены. Резиночки, вставляемые в окошки в двери, были вынуты и бережно сложены в укромном месте с надеждой потерять, а отверстия заклеены тонким визоматом. Впоследствии данные кронштейны быдут заменены саморезами с заглушками, ввинчиваемые в "нужные" места (где обшивка плотно не прилегает, но чтобы не попасть в свободное пространство :-)), с красивыми декоративными заглушками чёрного цвета.
После того, как всё это дело было сделано с двух сторон
(на левой и правой дверях), руки дошли и до создания подиумов.
Технология при их изготовлении была выбрана такая.
Гитенаксовый скелет, выпиленный так, чтобы в него помещалась 16см. головка
динамическая и при вращении ручки подъёмника стекла пальцы руки, участвующей
в процессе, не получали травм, привинчивается к карману. Этот скелет состоит
из куска гитенакса толщиной 8мм. Затем дверная обшивка накрывается полиэтиленовым
пакетом в месте будущего крепления динамика, и к обшивке прикручивается карман,
скреплённый с помощью саморезов с художественно обработанным куском гитенакса.
Вся эта конструкция заливается монтажной пеной до полного высыхания - ужасное
зрелище. Пока ОНО сохнет занимаемся добычей эпоксидки и стеклоткани. Эпоксидная
смола импортного производства была экспропреирована у уважаемого Клауса
(её у него больше нет :-)).
Кстати немного об эпоксидной смоле. Она как известно нормально, в установленные
изготовителем сроки застывает при 18-22 градусах С, а вот при 10-17 гр. С,
да ещё лежащая тонким слоем, ну никак не хочет три-четыре дня :-). Про погоду
уже было сказано.
После того, как монтажная пена окончательно застыла (4-8 часов), констркуции
придаётся желаемая форма. Сначало куски монтажной пены срезаются ножовочным
полотном, затем шлифуются крупной наждачной бумагой, затем мелкой, а затем
оборачиваются сразу один за одним 5-ю слоями стеклоткани, где каждый индивидуально
пропитан клеем. В плохо проветреваемом гараже, используя в качестве обогревателя
500 Ваттный прожектор, одев резиновые перчатки, порядка 3-х часов идёт процесс
приглаживания и лепки стеклоткани. Это сАААмый сложный этап изготовления.
В это время также приходится подкраивать ножницами руками, одетыми в резиновые
перчатки, пропитанную клеем стеклоткань и филосовски рассуждать о смысле жизни.
Ножницы лучше всего использовать цельнометаллические ;-). Делать всё это дело
лучше на большом картонном листе (от коробки из-под нового телевизера, холодильника,
бойлера...). Когда клей более-менее затвердел (при 25-30гр.С это может произойти
за 5-8 часов) и стал пригоден к процессу шлифовки, подиум шлифуется для устранения
неровностей, особо раздражающих глаз. Самый негативный момент в получившейся
конструкции - это стык подиума и кармана с внутренней стороны- там лохмотья
и рваные некрасивые края, способные причинить травму пользователю :-), а внутри
- монтажная пена. Проблема решается очень просто. Подиум ставится вертикально,
карманом вверх. стык подиума и кармана обматывается 3-4 слоями малярного скотча,
в получившееся углубление заливается эпоксидная смола. После её затвердевания
получаем культурный стык.
Вот теперь какраз самое время вырезать отверстия под динамики.
Только я бы всётаки рекомендовал сначало вырезать отверстия,
а затем красить. Это чтобы заново не перекрашивать :-).
В процессе покраски нет ничего необычного. Просто поливал из баллонов, предварительно
положив изделия под яркие июльские солнечные лучи (тогда уже стало тепло).
Когда подиумы готовы, начинаются муки примерки их к обшивке - критерий точности изготовления. Т.к. динамик по задумке должен играть внутрь двери, а не в область между обшивкой и дверью, соответственно при установке подиума на обшивку, стык герметизируется герметиком.
Обшивки всборе с подиумами-карманами устанавливаются на двери. Для лучшего соединения их с дверями в месте крепления динамика подиум стягивается саморезами с дверью. Стык я заливал герметиком.
Вырезается прокладка из автомобильной камеры, которая затем займёт место между корзиной динамика и подиумом.
А вот и конечный результат.
А теперь самое интересное - АЧХ! (MTX T3.6)
Вы спросите: - А зачем нужен сабвуфер в B4? Вот и я не знаю :-). Тем более, если учесть какая получается от него (Oris ASW1244 в ЗЯ 32л) АЧХ при установке в багажнике.
Кстати его АЧХ "на улице".
А вот как оно замерялось (на самом деле сабвуфер клался в багажнике по-всякому- характер АЧХ практически не менялся).
На основании проделанной работы вывод напрашивается сам собой: либо мидбасы укреплять :-), либо сабвуфер спереди ставить, либо гигантский ящик сзади под него делать, а может и искать специфический динамик.