Когда-то в детстве (в1988 где-то), когда например транзистор КТ819ВМ стоил 12 рублей (в магазине на Шаболовке) полупроводниковые приборы были недоступны среднестатистическому молодому гражданаину СССР, а радиолампы можно было найти всегда и всюду. Таким местом мог быть например двор какого-нибудь НИИ, МГУ, МАДИ и РАДИОКРУЖОК. Именно поэтому естественным выбором начинающего конструктора УМЗЧ (ну или приёмников с их участием) была ЛАМПА. Потом прошла перестройка, стали доступны, недоступные ранее, радиоэлементы. Было собрано больше половины из всех схем УМЗЧ, опубликованных в журнале "Радио" позднее 1980г. Остановился я на УМЗЧ ВВ Н. Сухова, пока новомодные течения народных масс в области увлечения Ламповыми УМЗЧ не затронули и меня. Вот как раз также и для обновления, полученных в раннем возрасте ощущений от Ламповых УМЗЧ и был собран однотактный усилитель на постепенно становящимися недоступными (а там кто его знает...) радиоэлементах.

А что? Нормальная схема, прямо в лоб, даже без конденсаторов в катодах ламп выходного каскада и общей ООС. Что касается звука, то (прогулявшись по входу ГЗЧ от 20 до 30кГц синусом и посмотрев на стрелку авометра, подсоединённого на выход ТВЗ): Фогель, снабженный ТВЗ, плавно обрезает НЧ ниже 80Гц и резко выше 22кГц, имеет прекрасную середину, прекрасно показывает сцену. Вот пока и всё, жаль правда НЧ маловато и выходной мощности. П.С. если у кого вдруг завалялись ненужные выходные трансформаторы ( любые) предлагаю бесплатную утилизацию :-).



"Тянет не спроста в заповедные места" (с) или Fogel III GROSS .

И захотелось мне вдруг собрать УМЗЧ на октальных лампах - они большие, быстро нагреваются, относительно больше греют и светяться тоже относительно ярче. Так как ламповый УМЗЧ изначально задумывался для подсоединения к компьютеру, то представлялось как здорово будет смотреться Pentium III и Fogel GROSS на близком расстояний друг от друга :-).
Для реализации задумки были в срочном порядке куплены "старые" лампочки (кстати при покупке надо смотреть, чтобы цоколь был приклеен к баллону лампы да и не только это...) у Митинских пожилых отцов. А вот и схема.

Тут тоже всё просто, но два в одном (корпусе) - типа двойное моно.

После прослушивания могу торжественно заявить, что Fogel GROSS, снабжённый ТВЗ мне не понравился. Звук, вместо предполагаемого "тёплого" оказался "вялый" и через-чур "бархатный" по сравнению со схемой на 6П14П и 6Н23П при подключении к 75АС065 Электроника и подачи сигнала с SONY CDP XE 570. Средние частоты несколько провалены (не по АЧХ, а в динамике), хотя мне понравилось как проигрался альбом Леннона "MIND GAMES" переписанный с оригинала на CDR. Изначально 6П3С были включены пентодами, но из-за слишком сильных искажений на слух пришлось перевести их в триодный режим с потерей мощности и некоторым улучшением НЧ. В результате звук стал лучше, но даже при удовлетворительном уровне громкости, на пиках сольных и вокальных партий стали слышны искажения. Может всё дело в выходном трансформаторе? Я не уверен. Значит видимо must die, т.е. будет зарублен на окорочка :-) (распаян на детали).

Прям так сразу и зарубить жаль - надо же ведь попробовать улучшить.


По совету прогрессивной общественности был увеличен ток предвыходного каскада и входное сопротивление выходного каскада (во имя увеличения скорости нарастания сигнала), а по собственному хотению выходная лампа включена пентодом. В результате проведённой работы характер звучания координальным образом не измениялся....


Вчера котов душили, душили... (с) или отрезать ему голову по самые я..а :-)

Раз FOGEL III GROSS не удался - надо браться за усовершенствование первого. Защунтировал конденсаторами катоды выходных ламп для устранения местной ОС. Стала мучить проблема - большой к-т усиления первого каскада на 6н23п (не говоря уж если применять 6н2п). Попытался эту проблему решить так:

- увеличил сопротивления в цепи катодов входной лампы и уменьшил в цепи анодов. Однако уровень сигнала (если его брать с выхода SONY CDP XE 570, даже, с регулировкой уровня -20 дБ) оставался высоковат (теперь-то решил применять данный УМЗЧ не только для компьютера). Проблему пытался решить переводом выходных ламп в триодный режим - помогло, но звучание на 75АС065 не порадовало - преобладание НЧ, СЧ - задавлены, ВЧ какие-то мелкие, а если в пентодном оставить и увеличить по самоэ "не балуйся" ток входной лампы, то наступает ограничение по току сетевого транса, который и так греется - см. справочник (можно и транс конечно заменить, но...). Решил проблему на корню.

Ну вот теперь уже почти совсем конец истории давайте-ка дождёмся продолжения (с). А что например порядка 12000*2 витков не влом мотать?



Hosted by uCoz

Энциклопедия ламповой радиоаппаратуры - сайт и тематическая рассылка